31.03.2023

Налоговой мониторинг: преимущества, актуальные вопросы и практика перехода

Крупные компании все активнее раскрывают свою деятельность перед налоговыми органами. Количество крупнейших налогоплательщиков, выбравших налоговый мониторинг (НМ) как режим взаимодействия с ФНС, выросло в 2023 году на 32% и составило 445 организаций из 18 различных отраслей экономики. Ожидается, что в ближайшие годы их количество продолжит расти. Только в 2024 году на данную форму налогового контроля планируют перейти 95 компаний.

Ежегодный рост числа компаний объясняется не только предписанием госкомпаниям по возможности подключиться к системе налогового мониторинга, но и выгодами для крупного бизнеса в части предсказуемости налоговой нагрузки и гарантиями оперативной коммуникации с налоговым органом для получения мотивированного мнения. Развитие этой системы в России призвано предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций уже в момент планирования операций и сделок. За все годы проведения мониторинга ФНС России составила 189 мотивированных мнений на сумму 282,7 млрд рублей.

Как соотносятся ожидания налогоплательщиков от перехода на налоговый мониторинг с реальными результатами, что приходится перестраивать в работе компании, обсуждаем в статье с экспертами по консалтингу и ЮЗЭДО ТерраЛинк.

Суть режима

Налоговый мониторинг — система, в рамках которой организация предоставляет ФНС доступ в режиме онлайн к данным учета, а инспекторы контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Суть режима заключается в том, что инспекторы больше не проводят выездные и камеральные проверки. Вместо этого они получают удаленный доступ к информационным системам организации, чтобы просматривать бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Порядок проведения мониторинга регламентирован Налоговым кодексом РФ. Чтобы участвовать в НМ, необходимо подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации. Кроме того, компания должна представить для проверки документы, подтверждающие ее готовность для перехода к режиму.

Отметим, что не каждая компания готова к НМ. Чтобы стать участником режима недостаточно соответствовать ряду критериев (иметь общую сумма налогов более 100 млн рублей, а также выручку и стоимость чистых активов за год более 1 млрд рублей). Зачастую бизнесу требуется провести ряд внутренних доработок, чтобы схема формирования налоговой отчетности соответствовала текущим требованиям ФНС России к раскрытию показателей налоговой отчетности (регламент информационного взаимодействия; информацию о взаимозависимых лицах или компаниях; учетную политику для целей налогообложения; документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации и др.), а также необходимо удостовериться в достаточной автоматизации текущих процессов.

Если вы запланировали переход компании на налоговый мониторинг, рекомендуем проанализировать бизнес-процессы компании с привлечением компании-эксперта, который оценит текущие процедуры и поможет разработать методологию. Ведь преимущества новой формы контроля очевидны для бизнеса: можно сократить объемы истребуемых документов и оперативно получать мотивированные мнения по спорным вопросам.

Преимущества и недостатки налогового мониторинга

Компания, работающая по режиму налогового мониторинга, показывая открытость к сотрудничеству с налоговыми органами, получает репутационное преимущество. Данная форма контроля дает налогоплательщику и предсказуемость, прогнозируемость налоговой нагрузки, увеличивает скорость закрытия налогового периода. А возможность получения мотивированного мнения позволяет снизить налоговые риски и избежать доначислений в будущем. В результате внедрения в деятельность организации современных способов взаимодействия с контролирующими органами можно определить следующий положительный экономический эффект:

  • отсутствие налоговых проверок (в т.ч. выездных) на период проведения налогового мониторинга
  • сокращение затрат на сопровождение мероприятий налогового контроля
  • быстрое закрытие налоговых периодов
  • существенное сокращение бумажного документооборота и затрат на него
  • сокращение рутинных операций

В качестве недостатка можно отметить подключение к налоговому мониторингу, которое сопряжено с серьезной нагрузкой на ИТ-инфраструктуру компании. Все участники налогового мониторинга должны обеспечить прямой доступ ФНС к информационной системе компании через интеграцию с АИС Налог-3. Это необходимо для передачи данных в автоматическом режиме. В тестировании у ФНС на текущий момент 9 базовых сценариев. Среди них — получение реестра документов, запрос документов, размещение запрошенного документа.

Обмен данными с АИС Налог-3 может быть реализован как через учетную систему организации, так и через «витрину данных». Это программное обеспечение предполагает постоянный доступ налоговых органов к внутренней информационной системе компании.

На сегодняшний день доступ к раскрытию отчетности через витрину данных или напрямую в информационную систему организации — неотъемлемая часть налогового мониторинга. Полностью отказаться от витрины удастся после того, как все необходимые сценарии для проверки данных отчетности можно будет осуществлять через обмен файлами в рамках интеграции с АИС Налог-3. Но это задача будет реализовываться постепенно, в течение нескольких лет. На ближайшие годы доступ к витрине для анализа отчетности и интеграция с АИС Налог-3 — два параллельных процесса, которые дополняют друг друга.

Срок на приведение действующих систем организаций, перешедших на налоговый мониторинг, к устанавливаемым требованиям определен до 1 января 2024 года. Напомним, с 2024 года для всех участников налогового мониторинга обмен данными с налоговым органом будет осуществляться только через АИС Налог-3 за счет открытия доступа к информационным системам организации и предоставления информации с помощью «витрины данных». Метод взаимодействия с помощью передачи документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота будет полностью отменен. Организациям необходимо учитывать это при выборе способа информационного взаимодействия перед вступлением в налоговый мониторинг.

Для успешной подготовки компании к переходу на режим налогового мониторинга необходимо сформировать проектную команду из вовлечённых (и заинтересованных в корректном налоговом контроле) сотрудников бухгалтерии, отделов налогового учёта и отчётности, IT-специалистов.

Важно подготовить системы внутреннего контроля и учетные информационные системы, необходимые для вступления налогоплательщиков в налоговый мониторинг. ИТ-проект по подключению компании к системе налогового мониторинга будет включать в себя организацию электронного архива документов компании и создание витрины данных для налоговой (от прототипа до готового решения). Часто привлечение интегратора с опытом реализации проектов для налогового мониторинга является оправданным шагом, который сокращает количество итераций настройки сервисов и оптимизирует сроки подключения.

Практика перехода: оценка готовности компании

Переход на НМ – кросс-функциональный проект, затрагивающий большинство структурных подразделений, процессов и систем компании. При обследовании процессов компании оценивается целый комплекс ограничений, потенциально влияющих на готовность компании к «открытому диалогу/обмену» с налоговым органом. Рассмотрим некоторые примеры из нашей практики ниже.

Отказ от ручного труда и рутинных операций

Часто процесс формирования налоговой отчетности и регистров налогового учета в компаниях автоматизирован неравномерно по разным налоговым обязательствам, ручные операции превалируют, отсутствуют единая сквозная аналитика для формирования отчетности по налогу на прибыль организаций. Для вступления в режим налогового мониторинга такая схема формирования налоговой отчетности требует доработок, чтобы обеспечить требования ФНС России к раскрытию показателей налоговой отчетности.

Рекомендации экспертов ТерраЛинк: рассмотреть варианты автоматизации формирования налоговых деклараций для каждого налога, разработать и утвердить перечень налоговых регистров в качестве приложения к Учетной политике по налогообложению.

Унификация отчетности в учетных процессах

У многих компаний достаточно низкая степень автоматизации процесса консолидации сформированной бухгалтерской и налоговой отчетности.  Это может быть связано с ведением бухгалтерского и налогового учетов филиалов в разных учетных системах. Эти системы часто имеют различный подход к формированию учетных процессов, разные планы счетов и аналитики.

Рекомендации экспертов ТерраЛинк: рассмотреть варианты автоматической консолидации налоговых деклараций для целей раскрытия налоговой отчетности в режиме налогового мониторинга с использованием витрины данных.

Актуальность внутренних политик

Учетные политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения компании редко актуализируются или бывают вообще не утверждены. Бывает, что положения политики для целей налогообложения не соответствуют требованиям НК РФ и специфике бизнеса компании, т.к. не содержат описания методологических принципов по существенным операциям учета (например, учет результатов по гособоронзаказу ГОЗ).

Рекомендации экспертов ТерраЛинк: актуализировать и утвердить учетные политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения с учетом требований ФНС России согласно Приказу 476.

Ведение нормативно-справочной информации

Компании забывают унифицировать нормативно-справочную информацию (НСИ), определить владельца справочников, разработать правила ведения НСИ.

Рекомендации экспертов ТерраЛинк: провести работу по унификации справочников, разработать и утвердить регламент ведения НСИ, определить мастер-систему ведения нормативно-справочной информации, интегрированную со всеми учетными системами компании.

ЭДО и регламенты по работе с первичной документацией

Подготовка к налоговым проверкам ассоциируется у бухгалтеров со стрессом и переработками. Чтобы представить в ФНС объем истребуемых документов, нужно: найти связанные документы и объединить их в комплекты, отыскать «потеряшки», занести в учетную систему бумажные экземпляры. И всё это нужно сделать оперативно. Немудрено, что возникают ошибки, особенно, если в компании не систематизированы и не регламентированы процессы работы с первичной документацией:

  • Отсутствует единый перечень первичных документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни компании.
  • Достаточно низкая дисциплина предоставления первичных документов ответственными лицами, что не позволяет своевременно отражать в учете факты хозяйственной жизни. 
  • Как результат несвоевременного предоставления первичной документации, в компании отсутствует ежемесячное закрытие периода в бухгалтерском учете. Бухгалтерский период закрывается поквартально. В рамках квартала учетные данные редактируются по мере поступления документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни.  
  • Отсутствует регламент работы с первичной документацией, определяющий сроки предоставления документов, ответственных, порядок отражения в учетных системах компании и инструменты контроля исполнения положений данного регламента.
  • Обязанности по контролю за предоставлением первичной документации возложены исключительно на департамент бухгалтерского учета и отчетности, без предоставления административных инструментов для выполнения контрольных функций. 
  • Отсутствие единого архива для хранения скан-образов первичных документов и/или электронных документов, подписанных электронной подписью, для всех бизнес-процессов компании. А также отсутствует связь между документом и проводкой в учетной системе.
  • В компании не используют автоматизированную систему ЮЗЭДО. Данная система может значительно повысить оперативность получения документов, предоставит возможность автоматизации отражения данных в учетных системах компании и автоматического согласования, маршрутизации, прикрепления и архивирования первичной документации.

Рекомендации экспертов ТерраЛинк:

  1. Разработать и утвердить «Альбом форм первичных документов» в качестве приложения к Учетной политике по бухгалтерскому учету компании.
  2. Разработать и утвердить график закрытия периода в бухгалтерском и налоговом учетах, содержащий перечень шагов процесса, ответственных исполнителей и сроки.
  3. Разработать и утвердить регламент работы с первичными документами.
  4. Распределить функции по контролю предоставления первичной документации.
  5. Проводить мероприятия по контролю полноты и качества документов на регулярной основе с рассмотрением результатов и принятием решений на уровне топ-менеджмента компании
  6. Наладить процесс прикрепления и хранения первичной документации во всех учетных системах компании. Единый финансовый архив с обеспечением юридической значимости позволит сотрудникам бухгалтерии быстро найти документы, по которым ожидается подписание.

Отметим, что внедрение автоматизированной системы для ЮЗЭДО позволит снять часть этих проблем заранее и плавно войти в режим налогового мониторинга. Имея в инфраструктуре систему, которая уже умеет маршрутизировать документы из личных кабинетов операторов в требуемую учетную систему компании, даже если их несколько, может автоматически формировать, подписывать и отражать документы в учете, поможет компании пропустить часть рекомендаций, описанных выше. Ведь уже есть регламенты, методология и ответственные, а процесс обработки первички максимально эффективен и прозрачен.  

Как поможет ТерраЛинк c переходом на НМ

Мы понимаем, что переход на режим налогового мониторинга не ограничивается подготовкой пакета документов для налогового органа. Мы помогаем компании разработать долгосрочную модель взаимодействия, отвечающую интересам с точки зрения рисков, затрат и прибыли. Такой подход определяет состав нашей команды, логику развития проекта и используемые инструменты.

Специалисты ТерраЛинк помогут подготовиться к изменениям. Компания получит поддержку специалистов-практиков на любом этапе перехода на режим налогового мониторинга: 

Оценка готовности компании к переходу на НМ
Мы проводим диагностику, в рамках которой оцениваем соответствие систем компании требованиям ФНС, помогаем оценить ресурсы и бюджет, необходимые для перехода на режим. Результатами диагностики являются четкая стратегия участия в НМ и детальный план мероприятий по подготовке к переходу.

Оценка состояния налогового учета и налоговых рисков
Наши специалисты помогут выявить и устранить исторические ошибки и налоговые риски, а также выработать стратегию по их обсуждению с налоговым органом в ходе НМ.

Доработка ИТ-системы, процессов, систем контроля, работы с первичной документацией и системы ЭДО
В качестве единой платформы для управления всей электронной финансовой первичкой, компания ТерраЛинк рекомендует автоматизировать процессы ЭДО на базе единой платформы. У компании есть собственная разработка - TerraLink xDE Pro. Продукт поддерживает все изменения российского законодательства для ЭДО и входит в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных Минцифры России. TerraLink xDE – интеграционная платформа, предназначенная для максимальной автоматизации процессов, связанных с ЮЗЭДО. Это не только обмен электронными документами B2B процессов, но и их хранение, формирование в формате ФНС и маршрутизация между различными информационными системами.

Трансформация налоговой функции для работы в режиме налогового мониторинга
Мы поможем трансформировать налоговую функцию и организовать совместную работу бизнес-подразделений для работы в режиме «одного окна» в части информационного взаимодействия с налоговым органом

 

Мы проконсультируем о возможных вариантах решения.