Цифровая маркировка: исполнение законодательных требований или бизнес-преимущество
С 1 июля в России была введена обязательная цифровая маркировка лекарств и обуви и запрет на оборот немаркированной табачной продукции. В системе «Честный знак» зарегистрировано около 230 тысяч компаний. К моменту введения обязательной маркировки было выдано около 16 млрд кодов, в том числе около 13 млрд кодов для пачек сигарет, более 1,2 млрд — на лекарства, около 2,143 млрд — на обувь. Во всех отраслях отмечался высокий уровень готовности. Многие производители, импортеры и продавцы табачных продуктов, лекарств и обуви начали внедрение проектов по маркировке еще в 2014-2018 годах, став участниками экспериментов и отраслями-пионерами. Для этих компаний маркировка стала не просто необходимостью исполнения требований контролирующих органов, для них это производственная необходимость, так как качество товара, уверенность в продукте и борьба с контрафактом — основа бизнеса.
Многие руководители и директора по логистике отмечают, что могли бы отложить реализацию проектов по маркировке в своих организациях, но это не имеет большого смысла. Список продукции, подлежащей обязательное маркировке, будет расширяться. С 1 октября 2020 вводится обязательная маркировка парфюмерной продукции и импортеры и производители духов уже начали поставки продукции с кодами Data Matrix. Еженедельно прибавляется по 80-150 участников к 4500 компаниям из парфюмерной отрасли, ранее зарегистрированным в системе «Честный знак».
Стремление всех участников рынка, включая государственные органы, к прозрачности и прослеживаемости процессов вполне оправданы. Накопленные данные по процессам движения маркированных товаров от производителя к конечному покупателю могут стать основой целого ряда полезных для прогнозирования продаж или производства цифровых аналитических сервисов.
Как окупить проект цифровой маркировки
С точки зрения ресурсов, проект цифровой маркировки, действительно, является для компании важным, сложным и затратным. Задействованы сотрудники филиальных сетей, логистических и финансовых отделов, ИТ-подразделений, все задачи согласовываются и контролируются топ-менеджментом, поскольку у организации высок риск оказаться вне нормативного поля. Бизнес инвестирует в проект значительные средства. У ответственных сотрудников часто возникает вопрос, как окупить проект, особенно если это начало эксперимента. Стоит отметить, что в этом случае совершенно резонно проект по маркировке рассматривать как драйвер оптимизации целого ряда внутренних процессов.
Автоматизация работы склада и логистики – это залог улучшения качества сервиса, а переход к электронному документообороту с контрагентами – это рост скорости обмена документами, экономия более 1,2 млн человеко-часов финансовых и административных подразделений, а также значительное снижение затрат. Оперативное закрытие финансового периода, сокращение дебиторской задолженности, отказ от бумаги и курьерских служб – позволит оперативно окупить инвестиции и получить прибыль. Средний срок возврата вложений в проект ЭДО составляет 6-12 месяцев.
Рассчитать базовую стоимость внедрения можно самостоятельно на нашем сайте. Необходимо заполнить поля калькулятора, чтобы получить предварительный расчет.
Про платформу TerraLink xDE и маркировку
TerraLink xDE – корпоративная платформа для организации внешнего и внутреннего электронного документооборота компании. Позволяет автоматизировать все процессы обмена цифровыми юридически значимыми документами. Осуществляет передачу цифрового кода маркировки в УПД через операторов ЭДО, подключенных к платформе.
Возможности платформы:
-
Прямой доступ к 8 операторам ЭДО. Полная функциональность каждого из операторов.
-
Единый архив и платформа для работы со всеми электронными документами. Контроль и автоматизация всех процессов обмена документами.
-
Прямая интеграция с учетной системой (интеграционные модули SAP, 1C, коннектор к другим системам).
-
Портал пользователя. Работа в общем для всех систем и операторов личном кабинете. Безопасность и управление правами доступа.
-
Внутрикорпоративный канал обмена электронными документами (через внутреннего оператора ЭДО, без обмена ЭСФ).
-
Прямое взаимодействие с ФНС, ФСС. Автоматизации обмена электронными документами (истребования, акты, отчеты, передача информации о больничных листах сотрудников).
Команда разработчиков оперативно отслеживает все изменения со стороны законодательства и включает их в карту развития платформы, а также учитывает опыт и пожелания текущих клиентов, что позволяет развивать конкурентоспособное и востребованное решение для поддержки устойчивости бизнеса компаний.
Где искать рекомендации и экспертизу по проектам маркировки
Организации, реализовавшие или реализующие проекты по маркировке последние несколько лет, клиенты TerraLink xDE и компаний-партнеров рекомендуют:
-
Выделять ответственных. Маркировка – комплексный, кросс-функциональный проект, на который должны быть выделены отдельные ресурсы и команда, контролирующие лица, а также должна быть разработана карта активностей и всех рисков.
-
Начинать процесс внедрения маркировки с самого начала эксперимента, чтобы к моменту введения требований быть максимально подготовленными.
-
Учитывать опыт коллег из отрасли. Перед стартом проекта собрать и проанализировать реализованные проекты. На базе этого опыта выработать свой подход. Методические рекомендации можно найти на сайте честныйзнак.рф, обменяться мнениями с коллегами стоит в отраслевых сообществах, например, в Совете профессионалов по цепям поставок, в тематических каналах в Телеграм (@ofd24, Маркировка Про, и др. отраслевые сообщества) или на отраслевых мероприятиях, вебинарах, где тема маркировки становится ведущей.
-
Не стоит строить постоянную архитектуру. Следует выбирать или разрабатывать решения, которые позднее можно было бы бесшовно интегрировать между собой.
-
Развивать ЭДО в компании, чтобы процесс маркировки не казался чем-то совершенно новым и не требовал изменений в работе сотрудников или их дополнительного обучения.
Напомним, что на нашем сайте можно рассчитать базовую стоимость и окупаемость проекта ЭДО, запросить демоверсию платформы или задать любой интересующий вас вопрос о маркировке или документообороте.